Бесплатная юридическая помощь


Информация об уполномоченном органе в сфере оказания гражданам бесплатной юридической помощи на территории Вологодской области;
Постановлением Правительства Вологодской области от 29 сентября 2010 года № 1093 «Об утверждении Положения о департаменте по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области» определен уполномоченный орган в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью – департамент по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области – юридический адрес: 160001, Вологодская область, г. Вологда, Проспект Победы, 33; фактический адрес: 160001, Вологодская область, г. Вологда, Проспект Победы, 33; начальник Департамента – Крутовский Николай Петрович, тел. (8172) 76-97-52 KrutovskiyNP@gov35.ru; приемная: тел. (8172) 76-9752, факс (8172) 72-07-42, DepMirsud@gov35.ru

Памятка для граждан по получению бесплатной юридической помощи (скачать)
Памятка для граждан по получению бесплатной юридической помощи в органах местного самоуправления Вологодской области (скачать)

Список адвокатов, оказывающих  гражданам  Российской Федерации бесплатную юридическую помощь на территории Вологодской области по состоянию на 15.02. 2018 (скачать)

Отчеты Департамента труда и занятости населения Вологодской области (подведомственных учреждений) об оказании бесплатной юридической помощи  (смотреть здесь)

Телефоны "горячих линий" органов исполнительной государственной власти области, по которым могут получить бесплатную юридическую помощь граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации  (скачать)


График приема граждан по оказанию бесплатной юридической помощи  адвокатами  (скачать)

ГРАФИК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ДЕПАРТАМЕНТЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ (скачать)

Порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи (смотреть здесь)
Содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Росийской Федерации прав, свобод и законных интересов юридических лиц,содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей (смотреть здесь)

Компетенция и порядок деятельности Департамента труда и занятости населения Вологодской  области, подведомственных им учреждений, входящих в государственную систему бесплатной юридической помощи на территории области, органов местного самоуправления, полномочия их должностных лиц (смотреть здесь)

Правила оказания государственных и муниципальных услуг

Основания, условия и порядок обжаловия решений и действий государственных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и их и их должнотсных лиц    (смотреть здесь)

Порядок совершения гражданами юридических значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий (смотреть здесь)

Нормативные правовые акты регулирующие вопросы бесплатной юридической помощи (смотреть здесь)



13.07.2018 Прокуратура разъясняет


Прокуратура разъяснияет11.JPG

Разъяснения законодательства Прокуратуры Вологодской области







НЕВЫПЛАТА, НЕСВОЕВРЕМЕННАЯ ВЫПЛАТА ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ

Согласно ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст.133 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ  «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 07.03.2018 № 41-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 мая 2018 года установлен в размере 11163 рублей в месяц.

Условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются обязательными для включения в трудовой договор условиями (ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации).

Заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором (ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации).

При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан в вышеуказанный срок выплатить не оспариваемую им сумму (ст. 140 Трудового кодекса Российской Федерации).

Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. Время простоя по вине работника не оплачивается (ст. 157 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Административная ответственность за невыплату заработной платы:

ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ - невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;

ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ - совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Уголовная ответственность предусмотрена статьей 145.1 УК РФ.

Согласно части 1 указанной статьи частичная невыплата свыше трёх месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершённая из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до одного года.

В соответствии с частью 2 статьи 145.1 УК РФ полная невыплата свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершённые из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации, работодателем - физическим лицом, руководителем филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения организации, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трёх лет либо лишением свободы на срок до трёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи 145.1 УК РФ, если они повлекли тяжкие последствия, наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Куда можно обратиться в случае нарушения прав на оплату труда?

- в Комиссию по трудовым спорам может обратиться лицо, ранее состоявшее в трудовых отношениях с работодателем (ст. 381 Трудового кодекса Российской Федерации);

- в Государственную инспекцию труда в Вологодской области, адрес: 160000, г. Вологда, ул. Предтеченская, 19, контактный телефон: (8172) 72-10-73, сайт: https://git35.rostrud.ru/;

- в Управление Росреестра по Вологодской области (адрес: 160000, г. Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3, контактный телефон (8172) 72 86-11, официальный сайт https://rosreestr.ru) (по задолженности по заработной плате, образовавшейся с момента введения арбитражным судом процедуры банкротства);

- в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Вологодской области, адрес: 160019, г. Вологда, ул. Комсомольская, д.53, Телефон доверия: (8172) 78-73-10, официальный сайт http://vologda.sledcom.ru/ (по фактам длительной - свыше 2 месяцев в полном объеме либо свыше 3 месяцев частичной (более 50 %) невыплаты заработной платы);

- в УМВД России по Вологодской области, адрес: 160001, г. Вологда, ул. Мира, д. 30, Телефон дежурной части: (8172) 794435, телефон доверия: (8172) 79-45-83, официальный сайт https://35.мвд.рф/ (по фактам хищений, злоупотреблений лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, полномочиями вопреки законным интересам этой организации и т.п.);

- в суд в порядке искового или приказного производства (о взыскании задолженности по заработной плате, морального вреда и уплаты процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки);

- в органы прокуратуры по месту нахождения работодателя (организации):

1. Великоустюгская межрайонная прокуратура, адрес: 162390, г. Великий Устюг, пер. Красный, д. 4, контактный телефон (8-817-38) 2-79-00;

2. Прокуратура Бабаевского района, адрес:162482, г. Бабаево, ул. Луначарского, д. 33, контактный телефон: (8-817-43) 2-17-40;

3. Прокуратура Бабушкинского района, адрес: 161350, с. им. Бабушкина, ул. Садовая, д. 19, контактный телефон/факс:(8-817-45) 2-17-01;

4. Прокуратура Белозерского района, адрес: 161200, г. Белозерск, Советский пр., д. 66, контактный телефон:(8-817-56) 2-12-82;

5. Прокуратура Вашкинского района, адрес: 161250, с. Липин Бор, ул. Первомайская, д. 9, контактный телефон: (8-817-58) 2-12-14;

6. Прокуратура Верховажского района, адрес: 162300, с. Верховажье, ул. Октябрьская, д. 8, контактный телефон/факс (8-817-59) 2-12-56;

7. Прокуратура Вожегодского района, адрес: 162160, п. Вожега, ул. Садовая, д. 4, контактный телефон (8-817-44)2-19-37;

8. Прокуратура Вологодского района, адрес: 160009, г. Вологда, ул. Зосимовская, д. 60, контактный телефон (8-8172) 72-53-08;

9. Прокуратура Вытегорского района, адрес: 162900, г. Вытегра, ул. Революции, д. 43, контактный телефон/факс (8-817-46) 2-28-11;

10. Прокуратура города Вологды, адрес: 160009, г. Вологда, ул. Зосимовская, д. 60, контактный телефон (8-8172) 72-06-54;

11. Прокуратура города Череповца, адрес: 162600, г. Череповец, пр. Луначарского, д. 11 «а», контактный телефон (8-8202) 50-15-38;

12. Прокуратура Грязовецкого района, адрес: 162000, г. Грязовец, ул. Соколовская, д. 34, контактный телефон (8-817-55) 2-21-36;

13. Прокуратура Кадуйского района, адрес: 162510, п. Кадуй, ул. Строителей, д. 10, контактный телефон/факс (8-817-42) 5-11-20;

14. Прокуратура Кирилловского района, адрес: 161100, г. Кириллов, ул. Мира, д. 3, контактный телефон/факс (8-817-57) 3-10-71;

15. Прокуратура Кичменгско-Городецкого района, адрес: 161400, с. Кичменгский Городок, ул. Первомайская, 40, контактный телефон/факс (8-817-40) 2-11-19;

16. Прокуратура Междуреченского района, адрес: 161050, с. Шуйское, ул. М. Горького, д. 3, контактный телефон (8-817-49) 2-13-41;

17. Прокуратура Никольского района, адрес: 161440, г. Никольск, ул. Красная, д. 83а, контактный телефон/факс: (8-817-54) 2-14-45;

18. Прокуратура Нюксенского района, адрес: 161380, с. Нюксеница, ул. Советская, д. 1, контактный телефон: (8-817-47) 2-90-05;

19. Прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, адрес: 160009, г. Вологда, ул. Зосимовская, д. 60, контактный телефон 75-53-89;

20. Прокуратура Сямженского района, адрес: 162220, с. Сямжа, ул. Западная, д. 17, контактный телефон/факс (8-817-52) 2-13-20;

21. Прокуратура Тарногского района, адрес: 161560, с. Тарногский Городок, ул. Пионерская, д. 14, контактный телефон/факс (8-817-48) 2-23-64;

22. Прокуратура Тотемского района, адрес: 161300, г. Тотьма, ул. Советская, д. 24, контактный телефон/факс (8-817-39) 2-25-78;

23. Прокуратура Усть-Кубинского района, адрес: 161140, с. Устье-Кубинское, Новый пер., д. 4, контактный телефон/факс (8-817-53) 2-11-13;

24. Прокуратура Устюженского района, адрес: 162840, г. Устюжна, ул. Богатырева, д. 21 «а», контактный телефон/факс (8-817-37) 2-23-61;

25. Прокуратура Харовского района, адрес: 162250, г. Харовск, ул. Ленинградская, д. 39, контактный телефон (8-817-32) 2-27-04;

26. Прокуратура Чагодощенского района, адрес: 162400, п. Чагода, ул. Кирова, д. 5 «б», контактный телефон/факс: (8-817-41) 2-17-62;

27. Прокуратура Череповецкого района, адрес: 162604, г. Череповец, ул. Пионерская, д. 19-а, контактный телефон: (8-8202) 20-05-01;

28. Прокуратура Шекснинского района, адрес: 162560, п. Шексна, ул. Октябрьская, д. 34, контактный телефон/факс: (8-817-51) 2-22-13;

29. Сокольская межрайонная прокуратура, адрес: 162134, г. Сокол, ул. Советская, д. 96, контактный телефон/факс (8-817-33) 3-11-45.

В случае непринятия мер городскими или районными прокурорами необходимо обращаться в прокуратуру Вологодской области (адрес: 160000, г. Вологда, ул. Пушкинская, д. 17, телефон горячей линии (8-8172) 72-94-27, официальный сайт http://prokvologda.ru/).

ОБ ИЗМЕНЕНИИ СРОКОВ ЛИСТКОВ НЕТРУДОСПОСОБНОСТИ ПО УХОДУ ЗА ДЕТЬМИ

С 10.04.2018 вступил в силу новый порядок выдачи листков нетрудоспособности по уходу за детьми. Об этом Минздравом России издан приказ 28.11.2017 № 953н «О внесении изменений в Порядок выдачи листков нетрудоспособности, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 624н».

Работодателю следует иметь в виду, что количество оплачиваемых дней листков нетрудоспособности по уходу за детьми не меняется, но работники смогут больше времени отсутствовать на работе в связи с таким уходом.

Если ребенок младше 7 лет, больничный по уходу за ним на весь период амбулаторного или стационарного лечения теперь должен выдаваться без оговорок. Ранее наложенные приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» ограничения в выдаче листка нетрудоспособности по уходу за больным членом семьи (не более 60 дней в год; не более 90 дней в год в случае заболевания из специального перечня) утратили силу.

Приказом 28.11.2017 № 953н отменено также 120-дневное ограничение для листков нетрудоспособности по уходу за ребенком-инвалидом. При этом получать больничные по уходу за таким ребенком с 10.04.2018 можно дольше - пока он не достигнет 18 лет. Ранее предел составлял 15 лет.

Одновременно изменения коснулись листков нетрудоспособности по уходу за детьми, инфицированными вирусом иммунодефицита человека, поствакцинальным осложнением, злокачественными новообразованиями, включая злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственной им тканей. Ранее получить больничный на время пребывания с таким ребенком в стационаре можно было, пока он не достиг 15 лет. С 10 апреля этот возраст увеличился на три года - до 18 лет.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РАЗЪЯСНИЛ, ЧТО РАЙОННЫЕ КОЭФФИЦИЕНТЫ И ПРОЦЕНТНУЮ НАДБАВКУ НУЖНО ВЫПЛАЧИВАТЬ СВЕРХ МРОТ

Конституционный Суд Российской Федерации 07.12.2017 принял постановление по делу о проверке конституционности отдельных положений Трудового кодекса Российской Федерации, в котором разъяснил, что районный коэффициент и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда

Конституционный суд постановил: зарплату за работу в особом климате необходимо устанавливать в размере не менее МРОТ. Уже после того как работодатель исполнит это требование, он должен начислять районные коэффициенты и процентную надбавку.

В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом.

Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении.

Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат.

В судебной практике вопрос о том, включаются ли в МРОТ районный коэффициент и процентная надбавка, решался по-разному. В частности, в 2016 году ВС РФ допустил исчисление зарплаты, включающей районный коэффициент и процентную надбавку, в общей сумме не менее МРОТ. Ранее позиция ВС РФ была иной.

Теперь работодателям нужно применять позицию Конституционного суда Российской Федерации, который альтернативные варианты исключил.

Трудовые отношения должны быть оформлены документально. В ином случае могут быть нарушены права, как работника, так и самого недобросовестного работодателя.

Что делать если работодатель не оформил трудовой договор?

Как показывает проведённый анализ состояния законности в сфере трудового законодательства, некоторые предприниматели и юридические лица - работодатели в последнее время все чаще и чаще принимают на работу граждан - работников без оформления документов о приеме на работу. Мотивация работодателя, как правило, следующая: если работник меня не устроил то, и нет смысла оформлять договор, так мне проще с работником расстаться. Работодатели думают, если работник официально не трудоустроен, значит, он и не работает, следовательно, за него не нужно перечислять обязательные платежи, а главное - его проще уволить.

Безусловно, данные действия не только противозаконны, но и грубо нарушают права работника, не защищая при этом работодателя в случае возникновения трудового спора.

В тоже время интересы работника принятого на работу без оформления трудового договора, защищены действующим трудовым законодательством, которое трактует данную ситуацию следующим образом.

Трудовой кодекс РФ предусматривает, как одно из оснований возникновения трудовых отношений между работодателем и работником письменное соглашение - трудовой договор ст. 16 ТК РФ. Та же ст. 16 ТК РФ говорит еще и о фактическом допущении работодателем работника к выполнению работы, что является основанием к возникновению трудовых отношений.

Также согласно ст. 67 Трудового кодекса РФ трудовой договор не оформленный в письменном виде, считается заключенным, если работник с ведома работодателя приступил к выполнению работы.

Следовательно, фактическое допущение работника к работе свидетельствует о том, что между работником и работодателем возникли трудовые отношения, основанные на факте допуска работника к работе.

Такие трудовые отношения, как правило, носят бессрочный характер, поскольку срок трудового договора не может быть оговорен в письменном виде при отсутствии письменного трудового договора. Нельзя в данном случае, говорить и о наличии между работником и работодателем условий об испытательном сроке. Статьей 70 ТК РФ предусмотрено письменное соглашение о наличии испытательного срока. Это условие, может быть указано в трудовом договоре или отдельном соглашении. Следовательно, увольнение данного работника по причине того, что работник не прошел испытание, не будет законным.

Таким образом, трудовые отношения, основанные на фактическом допущении работника к трудовой деятельности, не могут содержать существенных условий (данные условия не могут быть записаны), которые надлежит отразить в письменном трудовом договоре.

Изложенное несет опасность как для работника, так и для работодателя, поскольку в данной ситуации обе стороны не обладают существенной для них информацией о сроке заключения договора, размере оплаты труда, рабочем времени, месте работы, обязанностях и правах сторон и др.

На практике также встречаются случаи, когда предприниматели подменяют трудовые договоры с работником гражданско-правовыми, такими как договор подряда, договор оказания услуг, пытаясь таким образом скрыть факт трудовых отношений. Это также не является законным.

Суд при рассмотрении трудовых споров, установив факт трудовых отношений, руководствуясь ст. 11 Трудового кодекса РФ все равно применяет к таким отношениям нормы трудового права РФ.

За данные действия работодателя действующим законодательством предусмотрена административная ответственность.

Так, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях имеется статья 5.27 "Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права", которой установлена административная ответственность за фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), а также за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.

С учетом изложенных положений действующего законодательства, действия работодателя, связанные с не оформлением трудовых отношений с работником, с юридической стороны противозаконны и не защищают его интересов.

Все разговоры о невозможности доказать факт трудовых отношений в суде - иллюзия работодателя, так как доказать этот факт работнику, если это нужно, - возможно.

Вместе с этим, у такого работодателя, в случае рассмотрения трудового спора судом, не будет возможности доказать допущение нарушений работником, если таковые имелись.

Таким образом, отсутствие трудовых отношений, оформленных в соответствии с действующим трудовым законодательством РФ, может повлечь для работодателя неблагоприятные правовые последствия в виде административного наказания, судебного разбирательства в гражданском порядке.

Каждому работодателю необходимо твердо усвоить, что трудовой договор, а также любые иные документы, регулирующие трудовую деятельность у индивидуального предпринимателя либо юридического лица, оформленные в соответствии с трудовым законодательством РФ - это надежные правовые гарантии для него самого, доказательства законопослушности, законности действий, требований при реализации трудовых отношений, а кроме того, веские доказательства при рассмотрении трудового спора в суде.

Работникам, которые по требованию работодателя приступили к работе без трудового договора, необходимо разъяснить следующее:

- трудовые отношения в данном случае возникают, однако это будет необходимо доказывать в суде, а суд не всегда может встать на сторону работника;

- на данные отношения распространяется требования трудового законодательства РФ и эти отношения подлежат защите интересов работника трудовой инспекцией, прокуратурой, судом, причем именно работник будет должен доказать факт наличия трудовых отношений и нарушений его прав работодателем;

- работнику будет сложно доказать размер заработной платы предложенный работодателем в момент трудоустройства, суд при разрешении такого вопроса вправе руководствоваться размером минимальной заработной платы;

- в результате работы без оформления трудовых отношений, у работника могут возникнуть сложности связанные с получением пенсии, реализацией иных социальных гарантий.

Действительно, трудовой кодекс защищает права работника, однако и сам работник должен заботиться о защите своих прав при трудоустройстве.

В связи с этим прокуратура настоятельно рекомендует каждому работнику перед началом работы (трудовых отношений) потребовать от работодателя заключить трудовой договор в письменном виде с указанием размера заработной платы, рабочего времени, места и условий работы, способа разрешения споров, а так же иных существенных особенностей конкретной трудовой деятельности.

Изложенное позволит работнику получить полную и достоверную информацию об особенностях трудовой деятельности у данного работодателя. Иными словами, все существенные условия трудового договора будут юридически согласованы сторонами.


Вопрос: Как доказать, что возникли трудовые отношения?

Ответ: Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении    от 29.05.2018 привел целый список доказательств, которые помогают суду решить, были ли между сторонами трудовые отношения. Гражданам и организациям необходимо знать, что может быть использовано против них в споре.

Перечень довольно объемный, но не исчерпывающий. Основное место в нем занимают письменные доказательства. Среди них:

- пропуск на территорию работодателя;

- кадровые документы, например график сменности и график отпусков;

- зарплатные документы;

- переписка сторон, в том числе электронная;

- документы по охране труда.

Также в перечень вошли аудио- и видеозаписи, свидетельские показания.

Вопрос: Нарушает ли работодатель трудовые права сотрудников, выплачивая заработную плату 1 раз в месяц?

Ответ: В соответствии с ч. 6 ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором. При этом она не должна быть позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Часть 6 ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность работодателя за невыплату или неполную выплату в установленный срок заработной платы.

Частью 7 той же статьи предусмотрена административная ответственность в виде штрафа или дисквалификации за допущение должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию по ч. 6 ст.5.27 КоАП РФ, аналогичных нарушений трудового законодательства.

Статьей 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за полную либо частичную невыплату заработной платы либо выплату заработной платы ниже установленного МРОТ.

Вопрос: Неделю назад я была уволена за прогул по причине невыхода на работу в связи с плохим самочувствием. В настоящее время узнала о беременности на момент увольнения. Могу ли я рассчитывать на восстановление на работе?

Ответ: В соответствии со ст. 261 Трудового кодекса РФ запрещается расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами, за исключением случаев ликвидации организации либо прекращении деятельности индивидуальным предпринимателем.

На основании изложенного, при наличии соответствующего медицинского подтверждения, имеются законные основания для восстановления на работе. В случае если данный вопрос не будет урегулирован с работодателем в добровольном порядке, Вы вправе обратиться с соответствующим заявлением в трудовую инспекцию, прокуратуру или суд.

Согласно разъяснениям, данным в п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних», отсутствие у работодателя сведения о беременности женщины не является основанием для отказа в удовлетворении иска о восстановлении на работе.

Вопрос: В каких случаях производится удержание излишне выплаченной заработной платы?

Ответ: Согласно ч. 4 ст. 137 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) взыскание с работника излишне выплаченной заработной платы не допускается, за исключением следующих случаев:

- допущена счетная ошибка;

- органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (ч. 3 ст. 155 ТК РФ) или простое (ч. 3 ст. 157 ТК РФ);

- заработная плата излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.


АРХИВ

часть 23

часть 22

часть 21

часть 20

часть 19

часть 18

часть 17

часть 16

часть 15

часть 14

часть 13

часть 12

часть 11

часть 10

часть 9

часть 8

часть 7

часть 6

часть 5

часть 4

часть 3

часть 2

часть 1

[Закрыть]
20.12.2017 Информация об изменениях в действующем законодательстве

2017

Информация о постановлении Правительства РФ от 24.11.2017 № 1423 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2018 год»

В соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации от 19.04.1991       № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» Правительством Российской Федерации ежегодно устанавливаются размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице.

Так, постановлением Правительства от 24.11.2017 № 1423 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2018 год» установлено, что на 2018 год минимальная величина пособия по безработице составит 850 рублей, а максимальная - 4900 рублей.

20.11.2017

Информация о внесении изменений в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в части совершенствования порядка выплаты пособия по безработице в повышенном размере впервые ищущим работу и впервые признанным органами службы занятости безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 

(информация о Федеральном законе от 1 мая 2017 года № 89-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статью 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)  
Информируем, что с 12 мая 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 1 мая 2017 года № 89-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статью 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 1 мая 2017 года № 89-ФЗ).
Федеральный закон от 1 мая 2017 года № 89-ФЗ направлен на совершенствование порядка выплаты пособия по безработице в повышенном размере впервые ищущим работу и впервые признанным органами службы занятости безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 89-ФЗ Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) дополняется статьей 341 «Дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно статье 341 Закона о занятости впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение 6 месяцев со дня регистрации их в качестве безработных выплачивается пособие по безработице или стипендия (в случае прохождения ими профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости) в размере среднемесячной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату регистрации их в качестве безработных.
Общий период выплаты пособия по безработице и стипендии в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте РФ не может превышать шесть месяцев.
По истечении шести месяцев со дня регистрации в качестве безработных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также при достижении ими в указанный период 23 лет пособие по безработице и стипендия выплачиваются в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, в сроки, установленные статьей 31 Закона о занятости.
Также статьей 341 Закона о занятости установлено, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее по направлению органов службы занятости были временно трудоустроены в свободное от учебы время, принимали участие в общественных работах, а также проходили производственную практику, предусмотренную образовательными программами, признаются впервые ищущими работу (ранее не работавшими).
Одновременно Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 89-ФЗ вносятся изменения в статью 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей», устанавливается, что Работникам - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увольняемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата работников, работодатель (его правопреемник) обязан обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством у данного или другого работодателя.

 Информация о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части, затрагивающей вопросы трудоустройства несовершеннолетних граждан и устанавливающей дифференциацию продолжительности ежедневной работы (смены) работников в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет (информация о Федеральном законе от 1 июля 2017 года № 139-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации») 

 Информируем, что Федеральным законом от 1 июля 2017 года № 139-ФЗ, вступившим в силу с 12 июля 2017 года, внесены изменения в статьи 63, 92 и 94 Трудового кодекса Российской Федерации, затрагивающие вопросы трудоустройства несовершеннолетних граждан и устанавливающие дифференциацию продолжительности ежедневной работы (смены) работников в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет. 

Согласно внесенным изменениям продолжительность ежедневной работы (смены) работников, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и работающих в период каникул, в возрасте от 14 до 15 лет не может превышать 4 часа.
Для иных работников, также получающих общее образование или среднее профессиональное образование, однако совмещающих работу с обучением в течение учебного года, продолжительность ежедневной работы (смены) осталась на прежнем уровне.
Ранее на подростков в возрасте от 14 до 15 лет в случае их трудоустройства в период летних каникул распространялась общая норма о продолжительности сокращенного рабочего времени, без учета дополнительных ограничений, которые предусмотрены для подростков, совмещающих работу с учебой.

Информация о внесении изменений в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в части установления в отношении граждан, уволенных с военной службы по призыву, порядка определения размера стипендии в период прохождения обучения по направлению органов службы занятости, порядка определения размера пособия по безработице и периода его выплаты (информация о Федеральном законе от 29 июля 2017 года № 235-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»)
 Информируем, что 10 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 235-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 235-ФЗ).
В соответствии с действующей до 10 августа 2017 года редакцией Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости)  при назначении пособия по безработице гражданин, уволенный с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока, рассматривался органами службы занятости населения - в зависимости от осуществления в период, предшествующий призыву на военную службу, трудовой или иной деятельности - либо как впервые ищущий работу (ранее не работавший), либо как стремящийся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, либо как прекративший индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В любом случае пособие по безработице назначалось таким гражданам лишь в размере его минимальной величины (абзац первый пункта 2 статьи 30 и пункт 1 статьи 34 Закона о занятости в редакции до 10 августа 2017 года), причем для выплаты пособия в таком размере гражданам, которые до призыва на военную службу работали по трудовому договору, ни продолжительность трудовой деятельности, ни основание увольнения с работы не имели юридического значения.
Изменения, внесенные Федеральным законом № 235-ФЗ в Закон о занятости, направлены на выполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 октября 2016 года № 19-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Н.А. Назарова» (далее – Постановление). Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением признал взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона о занятости не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 19 (часть 1), 37 (часть 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они позволяют засчитывать срок военной службы по призыву в период перерыва в трудовой деятельности в целях определения размера пособия по безработице гражданам, которые до увольнения в связи с призывом на военную службу имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
Следовательно, внесенными Федеральным законом № 235-ФЗ в Закон о занятости изменениями  в отношении граждан, уволенных с военной службы по призыву, устанавливаются порядок определения размера стипендии в период прохождения обучения по направлению органов службы занятости, порядок определения размера пособия по безработице и период его выплаты, а именно:
- пункт 1 статьи 29 Закона о занятости дополнен нормой, предусматривающей, что в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия, в том числе гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока, и имевшим до увольнения в связи с призывом на военную службу оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) в размере 75 процентов их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по месту работы, предшествовавшей призыву на военную службу, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;
- статья 30 Закона о занятости дополнена пунктом 11, предусматривающим, что пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и имевшим до увольнения в связи с призывом на военную службу оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) (далее - граждане, уволенные с военной службы по призыву), выплачивается и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, предшествовавшему призыву на военную службу;
- абзац первый пункта 4 статьи 31 Закона о занятости изложен в новой редакции, предусматривающей, что каждый период выплаты пособия по безработице, в том числе гражданам, уволенным с военной службы по призыву, не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных Законом о занятости;
- статья 33 Закона о занятости дополнена пунктом 11, предусматривающим, что пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и имевшим до увольнения в связи с призывом на военную службу оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), начисляется в размерах, установленных в пункте 1 статьи 33 Закона о занятости.

Информация о приказе Минтруда России от 26 октября 2017 года № 750 «Об информировании граждан и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы» 


Приказом Минтруда России от 26 октября 2017 года № 750 «Об информировании граждан и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы» установлено, что информирование граждан и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы осуществляется посредством размещения на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы.
На сайте можно будет ознакомиться, в числе прочего, с данными по основным показателям, характеризующим ситуацию на рынке труда, информационно-аналитическими материалами о ситуации на рынке труда, перечнем территорий с напряженной ситуацией на рынке труда, а также получить информацию о правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы.

Информация о приказе Минтруда России от 11 сентября 2017 года № 667н «О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 524н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.10.2017 № 48402) 

Приказом Минтруда России от 11 сентября 2017 года № 667н внесены изменения в федеральный государственный стандарт государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденный приказом Минтруда России от 13 ноября 2012 года № 524н, а именно, предусматривается следующее:
допуск к предоставлению части государственной услуги (не касающейся внесения данных в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения) привлекаемых на договорной основе организаций, в т.ч. социально ориентированных некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг, которые в установленном законодательством РФ порядке вправе оказывать соответствующие услуги;
обеспечение органами службы занятости межведомственного запроса индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (для обратившихся инвалидов) и копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя (для обратившихся работодателей) в случае непредставления указанных документов.

Информация о приказе Минтруда России от 27 сентября 2017 года № 698н «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 августа 2013 г. № 380н» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.10.2017 № 48559) 


Приказом Минтруда России от 27 сентября 2017 года № 698н  внесены изменения в федеральный государственный стандарт государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 августа 2013 г. № 380н, а именно предусматривается уточнение:
- особенностей обращения граждан, в т.ч. являющихся инвалидами, с заявлением о получении государственной услуги;
- перечня административных процедур, составляющих предмет государственной услуги, а также допустимости их осуществления в электронной форме.
   



Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 116-ФЗ (далее – Закон № 116-ФЗ) внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (пояснение к закону смотреть здесь).

 Закон № 116-ФЗ вступает в силу с 1 января 2016 года.


[Закрыть]


НЕ НАШЛИ НУЖНЫЙ РАЗДЕЛ?

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Логотип

160000, г. Вологда, ул. Зосимовская, 18

При любом использовании информации с сайта обязательна ссылка на depzan.gov35.ru
По техническим вопросам обращайтесь на cit@gov35.ru