Бесплатная юридическая помощь


Информация об уполномоченном органе в сфере оказания гражданам бесплатной юридической помощи на территории Вологодской области;
Постановлением Правительства Вологодской области от 29 сентября 2010 года № 1093 «Об утверждении Положения о департаменте по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области» определен уполномоченный орган в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью – департамент по обеспечению деятельности мировых судей Вологодской области – юридический адрес: 160001, Вологодская область, г. Вологда, Проспект Победы, 33; фактический адрес: 160001, Вологодская область, г. Вологда, Проспект Победы, 33; начальник Департамента – Крутовский Николай Петрович, тел. (8172) 76-97-52 KrutovskiyNP@gov35.ru; приемная: тел. (8172) 76-9752, факс (8172) 72-07-42, DepMirsud@gov35.ru

Памятка для граждан по получению бесплатной юридической помощи (скачать)
Памятка для граждан по получению бесплатной юридической помощи в органах местного самоуправления Вологодской области (скачать)

Список адвокатов, оказывающих  гражданам  Российской Федерации бесплатную юридическую помощь на территории Вологодской области по состоянию на 22.12. 2017 (скачать)

Отчеты Департамента труда и занятости населения Вологодской области (подведомственных учреждений) об оказании бесплатной юридической помощи  (смотреть здесь)

Телефоны "горячих линий" органов исполнительной государственной власти области, по которым могут получить бесплатную юридическую помощь граждане, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации  (скачать)

График приема граждан по оказанию бесплатной юридической помощи  адвокатами  (скачать)

Порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи (смотреть здесь)
Содержание, пределы осуществления, способы реализации и защиты гарантированных законодательством Росийской Федерации прав, свобод и законных интересов юридических лиц,содержание обязанностей граждан и юридических лиц и пределы исполнения таких обязанностей (смотреть здесь)

Компетенция и порядок деятельности Департамента труда и занятости населения Вологодской  области, подведомственных им учреждений, входящих в государственную систему бесплатной юридической помощи на территории области, органов местного самоуправления, полномочия их должностных лиц (смотреть здесь)

Правила оказания государственных и муниципальных услуг

Основания, условия и порядок обжаловия решений и действий государственных органов, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления, подведомственных им учреждений и их и их должнотсных лиц    (смотреть здесь)

Порядок совершения гражданами юридических значимых действий и типичные юридические ошибки при совершении таких действий (смотреть здесь)

Нормативные правовые акты регулирующие вопросы бесплатной юридической помощи (смотреть здесь)



20.12.2017 Информация об изменениях в действующем законодательстве

2017

Информация о постановлении Правительства РФ от 24.11.2017 № 1423 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2018 год»

В соответствии со статьей 33 Закона Российской Федерации от 19.04.1991       № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» Правительством Российской Федерации ежегодно устанавливаются размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице.

Так, постановлением Правительства от 24.11.2017 № 1423 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2018 год» установлено, что на 2018 год минимальная величина пособия по безработице составит 850 рублей, а максимальная - 4900 рублей.

20.11.2017

Информация о внесении изменений в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в части совершенствования порядка выплаты пособия по безработице в повышенном размере впервые ищущим работу и впервые признанным органами службы занятости безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 

(информация о Федеральном законе от 1 мая 2017 года № 89-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статью 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»)  
Информируем, что с 12 мая 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 1 мая 2017 года № 89-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статью 9 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 1 мая 2017 года № 89-ФЗ).
Федеральный закон от 1 мая 2017 года № 89-ФЗ направлен на совершенствование порядка выплаты пособия по безработице в повышенном размере впервые ищущим работу и впервые признанным органами службы занятости безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 89-ФЗ Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости) дополняется статьей 341 «Дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно статье 341 Закона о занятости впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в течение 6 месяцев со дня регистрации их в качестве безработных выплачивается пособие по безработице или стипендия (в случае прохождения ими профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости) в размере среднемесячной заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации на дату регистрации их в качестве безработных.
Общий период выплаты пособия по безработице и стипендии в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте РФ не может превышать шесть месяцев.
По истечении шести месяцев со дня регистрации в качестве безработных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также при достижении ими в указанный период 23 лет пособие по безработице и стипендия выплачиваются в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента, в сроки, установленные статьей 31 Закона о занятости.
Также статьей 341 Закона о занятости установлено, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ранее по направлению органов службы занятости были временно трудоустроены в свободное от учебы время, принимали участие в общественных работах, а также проходили производственную практику, предусмотренную образовательными программами, признаются впервые ищущими работу (ранее не работавшими).
Одновременно Федеральным законом от 1 мая 2017 года № 89-ФЗ вносятся изменения в статью 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, ставшихся без попечения родителей», устанавливается, что Работникам - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увольняемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата работников, работодатель (его правопреемник) обязан обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством у данного или другого работодателя.

 Информация о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части, затрагивающей вопросы трудоустройства несовершеннолетних граждан и устанавливающей дифференциацию продолжительности ежедневной работы (смены) работников в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет (информация о Федеральном законе от 1 июля 2017 года № 139-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации») 

 Информируем, что Федеральным законом от 1 июля 2017 года № 139-ФЗ, вступившим в силу с 12 июля 2017 года, внесены изменения в статьи 63, 92 и 94 Трудового кодекса Российской Федерации, затрагивающие вопросы трудоустройства несовершеннолетних граждан и устанавливающие дифференциацию продолжительности ежедневной работы (смены) работников в возрасте от четырнадцати до пятнадцати лет. 

Согласно внесенным изменениям продолжительность ежедневной работы (смены) работников, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и работающих в период каникул, в возрасте от 14 до 15 лет не может превышать 4 часа.
Для иных работников, также получающих общее образование или среднее профессиональное образование, однако совмещающих работу с обучением в течение учебного года, продолжительность ежедневной работы (смены) осталась на прежнем уровне.
Ранее на подростков в возрасте от 14 до 15 лет в случае их трудоустройства в период летних каникул распространялась общая норма о продолжительности сокращенного рабочего времени, без учета дополнительных ограничений, которые предусмотрены для подростков, совмещающих работу с учебой.

Информация о внесении изменений в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» в части установления в отношении граждан, уволенных с военной службы по призыву, порядка определения размера стипендии в период прохождения обучения по направлению органов службы занятости, порядка определения размера пособия по безработице и периода его выплаты (информация о Федеральном законе от 29 июля 2017 года № 235-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»)
 Информируем, что 10 августа 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 235-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 235-ФЗ).
В соответствии с действующей до 10 августа 2017 года редакцией Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости)  при назначении пособия по безработице гражданин, уволенный с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока, рассматривался органами службы занятости населения - в зависимости от осуществления в период, предшествующий призыву на военную службу, трудовой или иной деятельности - либо как впервые ищущий работу (ранее не работавший), либо как стремящийся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, либо как прекративший индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством Российской Федерации порядке. В любом случае пособие по безработице назначалось таким гражданам лишь в размере его минимальной величины (абзац первый пункта 2 статьи 30 и пункт 1 статьи 34 Закона о занятости в редакции до 10 августа 2017 года), причем для выплаты пособия в таком размере гражданам, которые до призыва на военную службу работали по трудовому договору, ни продолжительность трудовой деятельности, ни основание увольнения с работы не имели юридического значения.
Изменения, внесенные Федеральным законом № 235-ФЗ в Закон о занятости, направлены на выполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 октября 2016 года № 19-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Н.А. Назарова» (далее – Постановление). Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением признал взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 33 и пункта 1 статьи 34 Закона о занятости не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 7, 19 (часть 1), 37 (часть 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования они позволяют засчитывать срок военной службы по призыву в период перерыва в трудовой деятельности в целях определения размера пособия по безработице гражданам, которые до увольнения в связи с призывом на военную службу имели оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей).
Следовательно, внесенными Федеральным законом № 235-ФЗ в Закон о занятости изменениями  в отношении граждан, уволенных с военной службы по призыву, устанавливаются порядок определения размера стипендии в период прохождения обучения по направлению органов службы занятости, порядок определения размера пособия по безработице и период его выплаты, а именно:
- пункт 1 статьи 29 Закона о занятости дополнен нормой, предусматривающей, что в период прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия, в том числе гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока, и имевшим до увольнения в связи с призывом на военную службу оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) в размере 75 процентов их среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по месту работы, предшествовавшей призыву на военную службу, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;
- статья 30 Закона о занятости дополнена пунктом 11, предусматривающим, что пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и имевшим до увольнения в связи с призывом на военную службу оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) (далее - граждане, уволенные с военной службы по призыву), выплачивается и устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за последние три месяца по последнему месту работы, предшествовавшему призыву на военную службу;
- абзац первый пункта 4 статьи 31 Закона о занятости изложен в новой редакции, предусматривающей, что каждый период выплаты пособия по безработице, в том числе гражданам, уволенным с военной службы по призыву, не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 месяцев, за исключением случаев, предусмотренных Законом о занятости;
- статья 33 Закона о занятости дополнена пунктом 11, предусматривающим, что пособие по безработице гражданам, уволенным в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и имевшим до увольнения в связи с призывом на военную службу оплачиваемую работу не менее 26 недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), начисляется в размерах, установленных в пункте 1 статьи 33 Закона о занятости.

Информация о приказе Минтруда России от 26 октября 2017 года № 750 «Об информировании граждан и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы» 


Приказом Минтруда России от 26 октября 2017 года № 750 «Об информировании граждан и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы» установлено, что информирование граждан и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы осуществляется посредством размещения на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы.
На сайте можно будет ознакомиться, в числе прочего, с данными по основным показателям, характеризующим ситуацию на рынке труда, информационно-аналитическими материалами о ситуации на рынке труда, перечнем территорий с напряженной ситуацией на рынке труда, а также получить информацию о правах и гарантиях в области занятости населения и защиты от безработицы.

Информация о приказе Минтруда России от 11 сентября 2017 года № 667н «О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13 ноября 2012 г. № 524н «Об утверждении федерального государственного стандарта государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.10.2017 № 48402) 

Приказом Минтруда России от 11 сентября 2017 года № 667н внесены изменения в федеральный государственный стандарт государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, утвержденный приказом Минтруда России от 13 ноября 2012 года № 524н, а именно, предусматривается следующее:
допуск к предоставлению части государственной услуги (не касающейся внесения данных в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения) привлекаемых на договорной основе организаций, в т.ч. социально ориентированных некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг, которые в установленном законодательством РФ порядке вправе оказывать соответствующие услуги;
обеспечение органами службы занятости межведомственного запроса индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (для обратившихся инвалидов) и копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя (для обратившихся работодателей) в случае непредставления указанных документов.

Информация о приказе Минтруда России от 27 сентября 2017 года № 698н «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 августа 2013 г. № 380н» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.10.2017 № 48559) 


Приказом Минтруда России от 27 сентября 2017 года № 698н  внесены изменения в федеральный государственный стандарт государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 23 августа 2013 г. № 380н, а именно предусматривается уточнение:
- особенностей обращения граждан, в т.ч. являющихся инвалидами, с заявлением о получении государственной услуги;
- перечня административных процедур, составляющих предмет государственной услуги, а также допустимости их осуществления в электронной форме.
   



Федеральным законом от 5 мая 2014 года № 116-ФЗ (далее – Закон № 116-ФЗ) внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (пояснение к закону смотреть здесь).

 Закон № 116-ФЗ вступает в силу с 1 января 2016 года.


[Закрыть]
04.12.2017 Прокуратура разъясняет


Прокуратура разъяснияет11.JPG

Разъяснения законодательства Прокуратуры Вологодской области





1. Как должна выплачиваться заработная плата при простое на предприятии?

В соответствии со статьей 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.

Согласно статье 157 Трудового кодекса Российской Федерации время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника. 

Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. 

Время простоя по вине работника не оплачивается.

Зачастую работодатели оплачивают работникам время простоя, связанное с отсутствием заказов, в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя. 

Однако, такое исчисление размера заработной платы является нарушением трудового законодательства. 

По смыслу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. 

С учетом изложенного, отсутствие заказов не относится к обстоятельствам непреодолимой силы, а является финансовым (коммерческим) риском в отношениях между субъектами предпринимательской деятельности, следовательно, непринятие мер по формированию заказов не относится к причинам, не зависящим от работодателя, и относится к непосредственной вине работодателя.

При указанных обстоятельствах, оплата времени в данном случае должна быть произведена в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.

2. В каких случаях работникам при увольнении выплачивается выходное пособие?

Основания расторжения трудового договора, при которых выплачивается выходное пособие, содержатся в Трудовом кодексе РФ. Перечень таких выплат может быть дополнен трудовым договором или коллективным договором.

Согласно ст. 81 Трудового кодекса РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Трудовой кодекс РФ предусматривает также выплату выходного пособия в размере двухнедельного среднего заработка. Оно выплачивается при расторжении трудового договора в связи:

- с отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, либо отсутствием у работодателя соответствующей работы (п. 8 ст. 77 Трудового кодекса РФ);

- призывом работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу (п. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ);

- восстановлением на работе работника, ранее выполнявшего эту работу (п. 2 ст. 83 Трудового кодекса РФ);

- отказом работника от перевода на работу в другую местность вместе с работодателем (п. 9 ст. 77 Трудового кодекса РФ);

- признанием работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п. 5 ст. 83 Трудового кодекса РФ);

- отказом работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора (п. 7 ст. 77 Трудового кодекса РФ).

Все эти случаи выплаты выходного пособия предусмотрены в ст. 178 Трудового кодекса РФ. Кроме того, ст. 84 Трудового кодекса РФ предусматривает выплату выходного пособия в размере среднего месячного заработка в случае прекращения трудового договора вследствие нарушения установленных Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если нарушение этих правил допущено не по вине работника.

Трудовой договор или коллективный договор может предусмотреть не только иные основания выплаты выходного пособия по сравнению с Трудовым кодексом РФ, но и увеличивать размеры этого пособия.

3. Какие гарантии и компенсации предусмотрены работникам в случае сдачи ими крови?

В соответствии со ст. 186 Трудового кодекса РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского осмотра работник освобождается от работы. В случае если по соглашению с работодателем работник в день сдачи крови и ее компонентов вышел на работу (за исключением работ с вредными и (или) опасными условиями труда, когда выход работника на работу в этот день невозможен), ему предоставляется по его желанию другой день отдыха.

В случае сдачи крови и ее компонентов в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха.

После каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов.

При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.

4. Каким образом определяется размер компенсации работнику при использовании им в трудовой деятельности своего личного транспорта?

В соответствии со статьей 188 Трудового кодекса Российской Федерации при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием.

Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Трудовой и коллективный договоры не устанавливают нормы компенсационных выплат, а лишь предоставляют организации право самостоятельно определять порядок и размер возмещения затрат, связанных с возмещением расходов при использовании личного имущества работника.

Таким образом, размер компенсации при использовании работником своего личного транспорта определяется по договоренности с работодателем, которая выражается в письменной форме.

5. По семейным обстоятельствам мне необходим был отпуск, однако работодатель мне его не согласовал. После возвращения из отпуска последовало мое увольнение. Законно ли это и как поступить в данной ситуации?

Согласно пп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) за однократное грубое нарушение работником трудовых обязанностей, в частности прогула, увольнение производится по инициативе работодателя.

 При этом расторжение трудового договора с работником по данному основанию должно быть законно и обосновано. Так, работодателю в первую очередь необходимо зафиксировать соответствующим актом факт отсутствия работника на рабочем месте.

Работнику же необходимо учитывать, что если отпуск был использован им без согласия работодателя, у последнего есть основания для увольнения работника за прогул, так как отпуск без сохранения заработной платы предоставляется на основании соглашения работника и работодателя в порядке ч. 1 ст. 128 ТК РФ.

Соблюдая указанные требования трудового законодательства и процедуру увольнения работника с работы за прогул, работодатель минимизирует риск незаконного привлечения работников к дисциплинарной ответственности в виде увольнения, что не повлечет за собой ответственность работодателя за нарушение трудовых прав работников.

В случае если гражданин полагает, что его трудовые права нарушены, он вправе обжаловать свое увольнение в Государственную инспекцию труда, суд

6. Меня уволили по сокращению штатов, иных вакантных мест у работодателя не было. Подскажите, на что работник может рассчитывать в такой ситуации?

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 180 Трудового кодекса РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 ТК РФ.

Согласно ч. 3 ст. 81 Трудового кодекса РФ увольнение по основанию, предусмотренному п.2 (сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя) или п.3 ч.1 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

Также, из положений ч. 3 ст. 81 и ч. 1 ст. 180 Трудового кодекса РФ следует, что предлагать другую имеющуюся работу работодатель обязан в течение всего периода проведения мероприятий по сокращению численности или штата работников. Иными словами, работодатель должен предлагать подлежащему увольнению работнику другую имеющуюся работу не только в день предупреждения о предстоящем увольнении, но и на протяжении всего срока предупреждения об увольнении каждый раз, когда появляется вакантная должность (работа).

7. В какой срок работник может обратиться в суд в случае нарушения его трудовых прав и по каким вопросам?

Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены ст.392 Трудового кодекса.

Три месяца - срок исковой давности при обращении в суд за восстановлением нарушенного права. Он применяется во всех случаях, кроме споров об увольнении.

Такой же срок установлен и для тех случаев, когда заявлен иск о восстановлении на работе работника, незаконно переведенного на другую работу, или обращение в суд (к мировому судье) вызвано необоснованным отказом в приеме на работу, а также допущенной работодателем дискриминацией при установлении либо изменении условий труда.

В трехмесячный срок со дня обнаружения нарушения своих прав может обратиться в суд и работник, состоящий в трудовых отношениях с работодателем - физическим лицом.

При обращении в суд с требованием о восстановлении на работе с иском об изменении формулировки причины увольнения устанавливается месячный срок со дня вручения копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Срок обжалования решения КТС установлен ст. 390 Трудового кодекса и составляет 10 календарных дней со дня вручения копии решения КТС.

Сроки обращения в суд для разрешения индивидуального трудового спора исчисляются в соответствии со ст. 14 Трудового кодекса.

Суд может восстановить пропущенные по уважительным причинам сроки для обращения в судебные органы. Традиционно в качестве уважительных причин рассматриваются: болезнь работника, членов его семьи, если это повлекло необходимость осуществления ухода; задержку работодателем оформления увольнения, перевода, выдачи необходимых документов и т.п.

Дела, которые рассматриваются непосредственно в суде, перечислены в ст. 391 Трудового кодекса.

Непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

·работника - о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;

·работодателя - о возмещении работником вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Непосредственно в судах рассматриваются также индивидуальные трудовые споры:

·об отказе в приеме на работу;

·лиц, работающих по трудовому договору у работодателей - физических лиц, не являющихся предпринимателями;

· работников религиозных организаций;

·лиц, считающих, что они подверглись дискриминации.

Помимо перечисленных споров непосредственно в районном суде рассматриваются споры:

·о возмещении морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя (ст. 237 ТК);

·об обжаловании решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, принятого по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев (ст. 231 ТК);

·  о возмещении ущерба, причиненного имуществу работника (ст. 235 ТК);

Кроме того, в суд работник или профсоюз от его имени может обратиться, минуя КТС. Такое возможно в том случае, когда комиссия в организации по каким-либо причинам не создана (не должна создаваться), а также когда работник решил передать дело на рассмотрение районного суда, не обращаясь в КТС.

8. Может ли работодатель не отпустить работника, являющегося материально ответственным лицом, в отпуск по уходу за ребенком без передачи склада?

В силу ст. 256 Трудового кодекса РФ указана обязанность работодателя предоставить отпуск по уходу за ребенком до 3 лет по заявлению сотрудницы без каких-либо оговорок.

Непредоставление отпуска по уходу за ребенком будет в данной ситуации нарушением трудового законодательства.

В тоже время, работодатель обязан создать необходимые условия для передачи материально ответственным сотрудником вверенных ему материальных ценностей.

Если материально ответственный сотрудник перед уходом в отпуск по уходу за ребенком не передавал должным образом вверенные ему материальные ценности, то в этом случае работодатель вправе взыскать с него недостачу, возникшую по его вине и во время его работы (если таковая обнаружится и вина работника будет доказана), поскольку в силу ст. 238 Трудового кодекса РФ ограничений для привлечения к материальной ответственности работника в виде его заявления на отпуск не имеется.

9. В каких случаях возможен перевод на другое место работы без согласия работника?

В соответствии со ст. 72.1 Трудового кодекса РФ перевод на другую работу – это постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором он работает (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем.

По общему правилу перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника.

Трудовым кодексом РФ установлен запрет на перевод или перемещение работника в любом случае на работу, противопоказанную ему по состоянию здоровья.

Не требует согласия работника перемещение его у того же работодателя на другое рабочее место, в другое структурное подразделение, расположенное в той же местности, поручение ему работы на другом механизме или агрегате, если это не влечет за собой изменения определенных сторонами условий трудового договора.

По соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до одного года, а в случае, когда такой перевод осуществляется для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, - до выхода этого работника на работу.

Допускается перевод без согласия работника на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя на срок до 1 месяца для предотвращения катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, а также в случаях простоя, необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника, если они вызваны вышеперечисленными обстоятельствами.

При этом перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника.

При переводах, осуществляемых в перечисленных в предыдущем абзаце случаях, оплата труда работника производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе.

10. Я был принят на работу с испытательным сроком. По его окончании меня уволили, поскольку я не устроил работодателя. В каком порядке расторгается трудовой договор в связи с неудовлетворительным результатом испытания?

При неудовлетворительном результате испытания работодатель согласно ст. 71 ТК имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником. При расторжении трудового договора необходимо предупреждать работника об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания работника не выдержавшим испытание. Последнее обстоятельство имеет особенно важное значение для работника, поскольку в случае несогласия с увольнением и обращения в суд он имеет возможность аргументировать более весомо свои возражения на доводы работодателя, изложенные в письменном виде.

Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, он считается выдержавшим испытание, и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.

Трудовой кодекс установил упрощенный порядок расторжения трудового договора по инициативе работника, принятого на работу с условием об испытании. Этот порядок способствует достижению равенства сторон трудового договора, заключенного с испытательным сроком. В период этого срока работник, если он приходит к выводу, что предложенная работа не является для него подходящей, вправе расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя письменно не за две недели, как предусмотрено для большинства работников, а за три дня.

На практике встречаются случаи, когда работодатель не соблюдает правило о предупреждении работника об увольнении по ст. 71 ТК не позднее чем за три дня. Само по себе это нарушение не является основанием для восстановления работника на работе, если будут приведены доказательства, свидетельствующие о неудовлетворительных результатах испытания, и если трудовой договор был расторгнут до истечения срока испытания. Вместе с тем во избежание конфликтной ситуации необходимо внимательно следить за точным исполнением правовых норм об испытании, включая положение о предупреждении работника об увольнении не позднее чем за три дня.

11. В случае задержки работодателем трудовой книжки могу ли я требовать возмещения материального ущерба, причиненного в связи с незаконным лишением возможности трудоустроиться?

В соответствии со статьёй 234 Трудового кодекса РФ работодатель обязан возместить работнику неполученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться, в том числе в случае задержки выдачи трудовой книжки.

В соответствии со статьей 391 Трудового кодекса РФ индивидуальные трудовые споры рассматриваются в судебном порядке.

Однако при этом возможно, что перед судом придется доказать, что Вы обращались к другим работодателям, чтобы трудоустроиться, а Вас не брали на работу из-за отсутствия трудовой книжки (Апелляционное определение Московского городского суда от 14.11.2016 № 33-3997/2016). 

АРХИВ

часть 15

часть 14

часть 13

часть 12

часть 11

часть 10

часть 9

часть 8

часть 7

часть 6

часть 5

часть 4

часть 3

часть 2

часть 1

[Закрыть]


НЕ НАШЛИ НУЖНЫЙ РАЗДЕЛ?

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Логотип

160000, г. Вологда, ул. Зосимовская, 18

При любом использовании информации с сайта обязательна ссылка на depzan.gov35.ru
По техническим вопросам обращайтесь на cit@gov35.ru